Психологические аспекты информационной безопасности учащихся в интернет-пространстве

Социум коммуникативен по своей природе. Технологии вообще, и коммуникационные технологии в том числе, являются «продолжением» и «расширением» человеческих органов и психики. Среда Интернета – это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности.

Безопасность – фундаментальная человеческая потребность, согласно иерархии Маслоу. Это не то, чего хочется, это, без чего жить невозможно. Информационно-психологическая безопасность детей – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Информационно- психологическая безопасность – часть общей психологической безопасности образовательной среды.

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы.

Относительно вектора свободы — зависимости украинская исследовательница М.Л. Смульсон, говоря об образовательной среде Интернета, указывает, что наиболее принципиальным психологическим ее свойством является потенциальность — создание возможностей, которыми личность может воспользоваться, а может и не воспользоваться.

Соответственно, обусловленное применением информационных технологий психологическое развитие может пойти по позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя сами по себе компьютеры, информационные системы, и интернет не определяют направления развития субъекта и общества в целом.

В то же время к числу негативных маркеров можно смело отнести интернет – зависимость; компьютерную тревожность, доходящую до тяжелых стрессов; технократизацию мышления, хакерство, кибер-этику с засилием педофилии, порнографии, сексуальных домогательств, обмана.

Кроме того, окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Возникает вопрос: столько минусов и почему же вектор «свобода-зависимость» направляется в сторону зависимости?

 Где здесь причины, а где симптом?

С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия.

Согласно проведенным исследованиям, подростки допускают возможность выполнения ими неэтичных или противозаконных действий в виртуальной среде, в частности, направленных на другого человека. При этом они никогда не допускают выполнения аналогичных действий в реальной жизни. Получается, что они неспособны перенести вполне известные им этические нормы в виртуальную среду.  Такой взгляд объясняет значительную долю случаев неэтичного поведения в интернете. Такое поведение свидетельствует о неспособности предвидеть последствия своих действий, нести ответственность за неэтичные поступки. Непреднамеренные правонарушения могут оказаться также результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства, а часто – невежества.

Плюс несформировавшаяся система личностных ценностей, отсутствие регулирования доступа к средствам информационного воздействия, психологические особенности детского возраста, индивидуальные особенности ребенка, неразвитость информационной культуры школьников.

Получается, что система нравственных норм и ценностей становится оценочным регулятором жизни и деятельности учащегося и реализуется она в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком.

Следовательно, целесообразно формировать информационную безопасность, используя категории нравственных ценностей и норм, активизировать собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию.

То есть, ребенок должен уметь критически мыслить. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения. Последовательному формированию у школьников самостоятельного критического мышления,  базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию и т.д.).

Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим фактором информационно-психологической безопасности является развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Это вполне возможно и реально:

во-первых, когнитивное развитие школьников является одной из задач современной психологической службы в школе.

во-вторых, развивать способности возможно силами педагогов и психологов, то есть, это посильная задача, которую можно реализовать в современной школе.

Ученые показали, что существует взаимосвязь между показателями образования, интеллекта и продолжительностью жизни.

«Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет».

«Смертность среди людей со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим».

«По достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих среднее образование»).

Но самым интересным является тот факт, что причиной увеличения продолжительности жизни является то, что когнитивные способности обеспечивают человеку лучшую безопасность. По мнению экономистов А. Льерас-Муней и Д. Катлера, связь продолжительности жизни с образованием вызвана побочными факторами: люди с высшим образованием меньше курят, употребляют спиртное, реже начинают принимать наркотики, следят за своим здоровьем, посещают врачей, заботятся о своем весе, занимаются в тренажерных залах и т.п.

Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно – психологическую безопасность в широком смысле этого слова. Поскольку, как отмечают современные исследователи, «основным объектом обеспечения является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними».

Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации.

Проанализировав рекомендации, которые даются педагогам, детям, родителям, можно разделить их на 2 части: поведенческие и когнитивные. Поведенческие – направлены на регуляции поведения человека в сети интернет. А когнитивные – на анализ поступающей информации, развитие восприятия, внимания и памяти. Большая часть рекомендаций для родителей – поведенческие:

«Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети.

Используется принцип социального научения, открытый А. Бандурой, основная суть которого: «делай как я», – учить на примере. Также встречаются другие обучающие рекомендации, как например, следующая:

«Научите детей правильному поведению в Интернете, этике общения: быть вежливыми, отзывчивыми, не сплетничать, не злословить, не клеветать, никому не угрожать, уважать друг друга, не оскорблять даже неизвестного человека. Деликатно высказывать свое мнение в социальной сети, т.к. оно может в реальной жизни обидеть других людей».

Очень много рекомендаций контролирующего типа, также относящегося к поведенческим. Это прямые запреты:

«Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;

Также это просто контроль поведения ребенка.

«Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.»

В других рекомендациях соединяются когнитивный и поведенческий подходы. Как правило, такие рекомендации предусматривают анализ поступающей из интернета информации и дополнительное сообщение ребенку не хватающих ему фактов.

Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;

обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;

интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;

– надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторятся;

– поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;

Сюда же можно отнесли чисто информационные рекомендации посвященные развитию у ребенка функции самоконтроля. В рекомендациях взрослые готовят детей к самостоятельному существованию в интернете:

– объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).

Чисто когнитивных рекомендаций только две: одна из них обращается к категории памяти, другая – мышления:

– напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;

– комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;

Рекомендации для школьников ориентированы более когнитивно, нежели поведенчески. Авторы описывают предосторожности, которые должен соблюдать школьник при работе в Интернете, чтобы защитить себя, своих родителей, семью от возможного ущерба и от опасностей сети Интернет. Большая часть рекомендаций носят информационный характер, школьника информируют о сети интернет, ее возможных опасностях и о том, как этих опасностей избежать.

Многие рекомендация носят социально ориентированный характер. Поскольку одной из жалоб на интернет является то, что он уводит детей из реальности, и в частности из семьи, важна противоположная тенденция: возвращать ребенка в семью. Для этого необходимо, чтобы информация, полученная через интернет, обсуждалась с родителями:

– если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу.

Чисто когнитивные рекомендация ориентированы на процессы памяти, внимания, мышления.

В следующей рекомендации педагог обращается к процессам памяти:

– никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;

А в следующей – к процессам мышления ребенка:

– помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);

И наконец, часть рекомендаций информационно-юридического плана и чисто психологических:

– не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;

– если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем;

Но в любом случае, мы видим из рекомендаций, что более развитые в когнитивном смысле школьники оказываются лучше защищены от угроз, поступающих из компьютерных сетей:

Во-первых, все эти рекомендации нужно до школьника донести. Это легче сделать для школьника, который любит читать, он может и сам их прочитает, в отличие от школьника, который старается избегать печатного текста.

Во-вторых, эти рекомендации нужно запомнить, естественно, что школьнику с хорошей памятью, это сделать проще, нежели ребенку с проблемами в запоминании.

В третьих, этими рекомендациями нужно пользоваться, т.е., применять их в разного рода сложных случаях, а для этого их нужно немного изменить в соответствии с реальной ситуаций, чтобы это сделать эффективно, школьник должен обладать хорошими процессами мышления.

Разумеется, информационно-психологическая безопасность – это не только когнитивные процессы. Не менее важна мотивация ребенка, его волевые характеристики, но в любом случае когнитивный фактор остается одним из важнейших в деле обеспечения информационно-психологической мотивации.

А теперь о самых важных причинах выбора нужного вектора.

Школьники часами готовы сидеть у компьютера, занимаясь не только образовательными задачами, они решают все свои проблемы он-лайн самостоятельно или с друзьями (реальными или виртуальными), ждут с замиранием сердца ответы на свои вопросы от чужих людей, раскрываются перед всем миром, ожидая помощи или поддержки. Почему? Да потому, что в реальности некому довериться, посоветоваться, получить все то, о чем я только что сказала. Там тебя принимают, готовы выслушать, а дома всем некогда, неинтересно, твои проблемы так малозначимы или даже смешны, да и тайну доверить страшно, кто знает как отреагируют близкие. Конечно, кружки дорогие, возить-водить некому и некогда, школа и учителя теряют свой статус, поэтому все меньше конструктивного взаимодействия между родителями и школой и много других причин. А может подростку просто не хочется всего этого. Потому что голова занята другим – найти ответы на вопросы:

– почему равнодушны, почему неинтересен, неужели так плох, что можно не любить?

– если они не любят, тогда кто сможет полюбить?

– интересно, они заметят, если я исчезну? А может всем станет лучше, ведь говорят, что со мной столько проблем?

– я хоть кому-то в этой жизни нужен? А если нет?

Так тоже бывает и достаточно часто. Поэтому ограждать детей от чего бы то ни было нужно, важно и говорить об этом необходимо, но прежде стоит набраться смелости родителям и задать ребенку вопрос: «Что я делаю не так, почему компьютеру ты доверяешь больше?». И вспомнить о том, что все мы рождаемся для любви и всю жизнь к ней стремимся. Потому что это тоже потребность.

 Приложение.

Рекомендации для родителей:

  1. Родителям и другим членам семьи надо показывать пример детям, как пользоваться Интернетом. Определить с детьми семейные правила использования Интернета (указать сайты, которые можно просматривать без ограничения, время подключения к Интернету, разъяснить инструкции по безопасному общению в социальных сетях), проявляя настойчивость, но при этом показывать позитивное, созидательное отношение к компьютеру, к Интернету;

  2. Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети;

  3. Используйте функцию «блокировка всплывающих окон» (она встроена в браузер Internet Explorer) для защиты детей от всплывающих окон с оскорбительным содержанием, также функцию « родительский контроль» Windows 7 и «семейной безопасность» Windows Live;

«Научите детей правильному поведению в Интернете, этике общения: быть вежливыми, отзывчивыми, не сплетничать, не злословить, не клеветать, никому не угрожать, уважать друг друга, не оскорблять даже неизвестного человека. Деликатно высказывать свое мнение в социальной сети, т.к. оно может в реальной жизни обидеть других людей».

  1. Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;

  2. Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.

  3. Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;

– обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;

– интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;

Надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторятся;

  1. поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;

  2. Расскажите детям, что нельзя отправлять незнакомым людям свой адрес, телефон – это может быть злоумышленник. Под видом подростка представиться может взрослый человек с корыстными, не добрыми намерениями; объясните, что обмениваясь текстами, изображениями, рисунками с веб-сайтов, можно нарушить авторские права;

  3. Не надо оставлять в публичном доступе, ни на каких форумах, сайтах сообществ, свой адрес электронной почты – это добыча для спамеров, почта может заполниться рекламой и мусорными письмами;

  4. Объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).

  5. Напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;

  6. Комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;

Рекомендации для школьников

  1. В социальных сетях указывай нейтральное имя, не выдающее сведения о тебе, о твоей школе, о местах, которые ты планируешь посетить или часто посещаешь, и т.п.;

– не отправляй смс со своего номера телефона на незнакомый номер в Интернете;

– для защиты от спама и нежелательных сообщений используй фильтр электронной почты;

– если пришло сообщение с незнакомого адреса, не открывай его и не загружай файлы, вложенные в него;

  1. В социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;

– при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;

– помни про «сетевой этикет», если напишешь всё сообщение заглавными буквами, то собеседник подумает, что ты на него кричишь;

  1. Будь вежлив с собеседниками в Интернете, не груби. Ни при каких обстоятельствах не пугай, не угрожай, не размещай агрессивный, провокационный материал. Будь дружелюбным;

– не занимайся распространением провокационных, агрессивно-настроенных материалов и сообщений по чьей-либо просьбе, не вступай в секты, незнакомые сообщества;

– в социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;

– при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;

  1. Если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу;

  2. Немедленно сообщи родителям и не соглашайсяналичную встречу, если кто-то из новых знакомых в Интернете предлагает тебе встретиться, или хочет получить подробную информацию о твоем имени, росте, весе, о семье, спрашивает домашний адрес, задает вопросы с сексуальными намеками – сразу прекрати контакт;

6, Надо быть осторожным, если новый знакомый пытается настроить тебя против твоей семьи и предлагает стать для тебя лучшим другом, посылает подарки, и в то же время критикует твоих родителей, распоряжается твоим временем;

  1. Не загружай программы, музыку, файлы не посоветовавшись со взрослыми – они могут быть заражены вирусами и причинят вред компьютеру;

  2. Никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;

– пароль надо придумать такой, о котором другие люди не догадаются. Пароль – это главный секрет;

– не записывай пароли на листках бумаги в открытом доступе, не отправляй их по электронной почте;

– помни, что всё, что ты разместишь в Интернете нельзя будет потом удалить или исправить.

  1. Помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);

  2. не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;

  3. если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем.