«

»

Ноя 23

«Эксперименты в психологии»

В нашей школе проходит Неделя психологии, посвященная экспериментам в науке.

Эксперимент №1. О вере в человека

Вера в человека, будь то взрослый или ребенок, имеет огромное значение! И это подтверждает социальный эксперимент.

Американские психологи выбрали для участия самую обычную учительницу. Однако ей было сказано, что она прошла серьезный отбор.

Также учительнице заявили, что ее задача — обучать одаренных детей по обычной школьной программе и оценить их показатели в конце года. Но на самом деле гениальность этих учеников психологи, мягко говоря, очень сильно преувеличили.

Во время всего эксперимента, который длился целый учебный год, педагогу было запрещено общаться с родителями детей, а также с детьми на темы, не относящиеся к учебе. Она просто давала детям знания. В конце года результаты тестирования удивили исследователей: показатели знаний у детей, участвующих в этом эксперименте, были выше, чем у остальных учеников.

Учительница только развела руками — мол, по какой программе ни обучай одаренных детей, их показатели всегда останутся выше.

Эксперимент превзошел все ожидания, потому что (внимание!) на самом деле в нем участвовали двоечники и троечники!

А учительница даже не сомневалась в том, что она обучает одаренных детей.

Ученые доказали, что вера в людей способна творить чудеса. Помните, все начинается с веры в человека.

Эксперимент №2. Про страхи раннего детства

Один известный американский ученый Джон Уотсон занимался исследованиями страхов и фобий.

В его эксперименте 1920 года участвовал маленький мальчик, сирота по имени Альберт. Психолог планировал выяснить, могут ли объекты, к которым ранее человек никогда не испытывал негативных эмоций, вызывать страхи.

Выбор пал на игрушки — белую крысу и белого кролика, а также маску Санта-Клауса с бородой из ваты.

Ребенок с удовольствием играл с этими предметами целых два месяца. А потом условия изменились…

  1. Когда маленький Альберт прикасался к крысе, за его спиной Джон Уотсон бил железным молотком по металлической пластине. И мальчик стал избегать контакта с этой игрушкой.

  2. Через неделю условия изменились еще. Теперь просто появление крысы сопровождалось звуком от удара молотка. Ребенок заплакал, даже не прикоснувшись к ней!

  3. В третий раз эксперимент был проведен через пять дней, когда ребенку показали белого кролика и маску Санта-Клауса из белой ваты (уже без крысы).

Несмотря на то, что не было каких-либо громких звуков, эти предметы вызвали страх и слезы у ребенка.

Для чего это было нужно?

Этот эксперимент — повод задуматься над тем, что у каждого страха есть причина и стоит ее найти и распрощаться со своими страхами. То, чего мы боимся,  всегда имеет какую-то связь с пугающими обстоятельствами.

Эксперимент №3. О конфликтах и конкуренции

Музафер Шериф — социальный психолог — активно изучал психологию поведения групп и их участников (конкуренцию, конфликты, негативные установки из-за соперничества и так далее). Так был проведен его известный эксперимент «Пещера разбойника» (The Robber’s cave), для участия в котором он отобрал 22 двенадцатилетних мальчика, не знавших друг друга до исследования. Ребята были максимально похожи по многим параметрам: белые, одного возраста и воспитания, из протестантских семей.

Участников отправили в лагерь бойскаутов в Оклахоме и случайным образом поделили на две группы — ни одна из групп не знала о существовании другой. Уже за первую неделю, выполняя совместные задания, ребята в каждой группе сплотились, сформировали общую культуру, ценности и нормы. У команд даже появились названия — «Орлы» и «Гремучие змеи» — которые они нанесли на свои футболки и рубашки.

Затем для мальчиков начался новый этап — этап соревнования. В последующие дни Шериф познакомил группы и поставил их в сопернические условия — классические командные игры типа перетягивания каната и бейсбола. По итогам победитель должен был получить трофей, проигравшему же не доставалось ничего.

Первые трения между группами возникли сразу же. Сначала это были просто неодобрительные взгляды, потом появились оскорбительные выкрики. Обзывательства становились все обиднее и жестче. Случилось несколько драк. А после победы «Орлов» в командном зачете «Гремучие змеи» напали на лагерь соперников и украли все победные трофеи — туристические ножи. Между группами назревал серьезный конфликт.

Исследователям пришлось вмешаться в течение эксперимента, когда появилась реальная угроза — намечалась драка между вожаками коллективов, а другие участники команд начали собирать камни.

«Орлов» и «Гремучих змей» снова изолировали друг от друга и через пару дней попросили их охарактеризовать сначала свою команду, а потом команду соперников. Если члены своей команды виделись ребятам храбрыми, мужественными и дружелюбными, то соперников они, напротив, называли нахальными и подлыми. При этом мы помним, что мальчики в обеих группах выбирались по одним и тем же критериям.

Тогда исследователи погрузили группы в ситуацию вынужденного сотрудничества. Перед ними начали ставить задачи, которые нужно решить совместно. Так, «Орлы» и «Гремучие змеи» вместе починили водопровод, отремонтировали грузовик. Это помогло им сблизиться достаточно быстро. Напряжение ушло, барьеры исчезли, и ребята подружились.

Для чего это было нужно?

Исследователи хотели показать, что группы единомышленников, погруженные в соперническую среду, могут быстро перейти в серьезное противостояние. Тогда как общие занятия и цели, наоборот, способны сплотить даже непримиримых конкурентов.

Эксперимент №4. Зефирный тест

Один из самых известных психологических тестов с участием детей, который в 60-е годы провел кандидат психологических наук Уолтер Мишель. В эксперименте приняли участие несколько воспитанников Стэнфордского детского сада — от 4 до 6 лет.

Ведущий эксперимента заводил каждого ребенка в пустую комнату, сажал за стол и ставил перед ним тарелку с одной зефиркой. Главное условие теста — сдержаться и не съесть лакомство, пока ведущего не будет в комнате. Кто выполнит условие «договора», тот получит вторую зефирку. Кто не выдержит и съест сладость раньше времени, не получит ничего (ну, кроме уже съеденной зефирки). После этого ведущий выходил из комнаты на 20 минут. Здесь начинается самое интересное!

Практически все малыши в первую минуту пытались сдержать свои порывы (кроме одной участницы, которая почти целиком съела зефирку еще во время озвучивания условий): кто-то отворачивался от сладости, кто-то крутил ее в руках, нюхал, облизывал, а кто-то отковыривал маленькие кусочки и подъедал. Были те, кто спустя время поддавался соблазну, но некоторые дошли до конца и получили свою заслуженную награду — вторую зефирку.

Для чего это было нужно?

Цель «зефирного теста» — проверить способность детей к самоконтролю и выяснить, как эта способность может влиять на их будущую взрослую жизнь. Позже исследователи изучили уровень образования и достатка повзрослевших детей и выяснили, что у испытуемых, которые сумели сдержаться и получили вторую зефирку, жизнь складывалась благополучнее.

 Эксперимент №5. Оба белые

Социально-психологический тест про черные и белые пирамидки впервые появился в фильме «Я и другие», снятом в 1971 году на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым.

Для эксперимента были выбраны четыре ребенка: трое заранее знают правила эксперимента, а четвертый — единственный испытуемый — не догадывается, в чем суть. Перед ребятами выставляют две пирамидки — одна черного цвета, другая — белого.

Подготовленные дети предупреждены: в любой ситуации нужно говорить, что обе фигуры — белые, даже если это не так. Поэтому, когда ведущая спрашивает: «Какого цвета пирамидки?», — они по очереди отвечают, что пирамидки белые. Очередь доходит до четвертого участника. Как правило, все испытуемые соглашались со мнением большинства, и тоже с уверенностью говорили, что фигурки белые, но потом признавались, что ответили так из-за слов остальных ребят.

Аналогичный эксперимент был проведен со взрослыми. Несмотря на опыт, образование и интеллект, испытуемые чаще всего поддавались мнению большинства и также называли обе пирамидки белыми.

Для чего это было нужно?

Этот классический тест на внушаемость показал, что человек может менять свое собственное мнение или намеренно искажать реальную ситуацию под воздействием мнения большинства. Все это по большей части происходит потому, что люди не хотят отличаться от других и стремятся быть «своими» в группе.

s-69a6f87676d7e0b6bb1de5149220bc3d69390503

Педагог-психолог Гончаренко М.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>