«

»

Апр 27

Главное – помнить!

Где ни пойдёшь, куда ни поедешь по нашей земле, всюду встретишь памятник у дороги, то скромный обелиск, то монумент в центре города на братской могиле, то орудие или танк – память сражений. Сложно подсчитать, больше их становится или меньше. Открываются новые монументы, ветшают и разрушаются старые памятники. В середине 50-х годов началось планомерное установление мест захоронений и установка на этих местах памятников. К началу 60-х годов эта работа замедлилась. И только активизация жилищного строительства подтолкнула к возобновлению этой работы. При проведении земляных работ находили захоронения: одиночные и братские могилы, не найденные и не захороненные останки бойцов. И больше она никогда не останавливалась. Поиски и перезахоронения, продолжаются по сей день. В советское время за каждым захоронением закреплялись предприятия, воинские части, школы. Распался СССР, появились новые независимые государства, предприятия перестали быть государственными, пришли новые хозяева и собственники земли. Началась «Война памятников». С начала 1990-х «война памятников» прокатилась практически по всей Центральной и Восточной Европе, не удалось избежать её и России.

Государственной Думой 19 апреля 1995 года был  принят Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне годов» (с изменениями на 9 февраля 2009 года). Статья 5 посвящена памятникам Великой Отечественной войны. В ней говорится:

«К памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны».

К сожалению, сегодня многие памятники героям Войны, находящиеся  на территории Крыма, ветшают и разрушаются вовсе не по причинам идеологического характера. Причина здесь другая: безразличие и равнодушие окружающих. Сакральные объекты обязывают к их бережному хранению, уходу за ними. Запустение, которое испытали брошенные памятники в годы постперестроечной разрухи, нанесло непоправимый моральный урон молодому поколению, которое наблюдало за этим. Теперь для того чтобы восстановить чувство священного по отношению к многочисленным монументам, нужно прикладывать дополнительные усилия не только учителям, воспитателям. Главными соратниками педагогов  в патриотическом воспитании школьников должны стать родители обучающихся!

Знаком памяти являются памятники и обелиски павшим на полях сражений Второй мировой войны. А над их прахом ломаются копья научных дискуссий, уличных митингов, споров на сайтах: «Переписывать историю нужно или не нужно? Памятники сносить нужно или не нужно? Перемещать останки нужно или не нужно?» А памятники сносят, взрывают мемориальные комплексы, сбрасывают бюсты с пьедесталов, оскверняют могилы. Националисты называют солдат-освободителей оккупантами, политики объясняют это градостроительной необходимостью. Люди протестуют, иные равнодушно взирают, прочие злорадствуют. Ещё в 1939 году поэт Константин Симонов написал стихотворение «Английское военное кладбище в Севастополе». Мне запомнились эти строки:

В чужом краю его обидеть могут,

И землю распахать, и гроб сломать.

Вы слышите! Не смейте, ради бога!

Об этом просят вас жена и мать!

Напрасный страх. Уже дряхлеют даты

На памятниках дедам и отцам.

Спокойно спят британские солдаты.

Мы никогда не мстили мертвецам.

Когда поэт писал эти строки, то никто ещё не знал, что миллионам советских солдат предстоит перекопать пол – Европы на окопы и на братские могилы, стать солдатами-освободителями и лечь на чужбине. Не думали наши деды, что в ХХI веке будут переписывать историю, унижать и оскорблять наш народ-победитель, снося памятники советским воинам и героизируя пособников нацистов. Земля, в которую легли павшие воины, не различает национальностей. А вот некоторые политики, забывая, что власть, данная им, – временна и призрачна, пытаются перекраивать историю, прошлое, объявляя воинов-освободителей оккупантами и требуя снести установленные им памятники и срыть могилы. Не понимая, что покушаются не на памятники, а на память. Ведь помнить – значит не допустить повторения.

В рамках мероприятий, посвященных благоустройству памятников и памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны, 26 апреля учащиеся 7-А класса с родителями и классным руководителем   посетили  село Укромное и привели в порядок участок рядом с памятником павшим воинам.   Мы окопали кустарники и убрали мусор, выбросили увядшие цветы и протерли памятник. Работали все дружно и радостно,  говорили о героях Великой Отечественной войны, о ключевых сражениях, о  школьном музее боевой славы. Расходились по домам в приподнятом настроении. Каждый осознавал: мы сделали важное и нужное дело!

  Уже  семьдесят  второй  раз пришла на нашу землю весна после войны. Войны, которая навсегда стала для нас эталоном величия подвига и страданий, мерилом цены жизни. Уже родились и даже пошли в школу дети, чьи деды не знали войны. Наследники тех, кто вернулся, и тех, кто ушёл в последний бой. Сколько памятников воинам Великой Отечественной войны? Тысячи, миллионы. Возможно, все это не нужно тем, кто не дошел несколько спасительных шагов до Победы. Но, как и   72 года  назад, застывшие бойцы в бронзе и мраморе, вновь защищают историю.

Сохранение памятников, посвящённых Великой Отечественной войне, как и их установка, по-прежнему остаётся делом народным. А отношение людей, государства к таким сооружениям показывает их духовный уровень и культуру.

Лучшим памятником должна стать память обо всех, кто воевал, и всех, кто ждал.

В наследство остаётся подвиг и наши спасенные жизни. И памятью о последних шагах их земного бытия стали памятники. Земля им пухом, как можно большего здоровья оставшимся ветеранам, а нам бы помнить.

IMG_20170426_134928 IMG_20170426_135202 IMG_20170426_135245 IMG_20170426_135257 IMG_20170426_135443

Учитель русского языка и литературы Петруненко Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>